В «Иностранке» обсудили роль чтения в воспитании гражданина и читателя

8 апреля 2024
#11
4–5 апреля 2024 года в залах Библиотеки иностранной литературы состоялась VIII Международная научно-практическая конференция «Чтение и грамотность в образовании и культуре: воспитание гражданина и читателя», которую проводят Межрегиональная общественная организация «Русская ассоциация чтения» совместно с Всероссийской государственно библиотекой иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
#1
Она носила полидисциплинарный характер. В ней приняли участие специалисты из разных областей науки: педагогики, психологии, филологии, представлявших высшие и средние специальные учебные заведения, министерства и научные институты, школы и колледжи, федеральные, национальные, муниципальные и школьные библиотеки. Среди участников также были 6 докторов и 9 кандидатов наук, что обеспечивало высокий научный уровень конференции.

В очном формате в конференции  приняли участие 59 человек из 11 городов РФ: Москва, Донецк, Калуга, Краснодар, Луганск, Медынь, Новороссийск, Пермь, Псков, Серов, Челябинск. Международный характер конференции подтвержден участием докладчиков из Узбекистана (Ташкент), слушателей из Белоруссии и Казахстана. В онлайн формате зафиксировано 51 подключение. Трансляция 4 апреля — 1,1 тыс. просмотра, 5 апреля — 953 просмотра.
#2
#3
#9
#4
На открытии конференции с приветствиями и напутственными словами к участникам обратились генеральный директор Библиотеки иностранной литературы П. Л. Кузьмин, президент Русской ассоциации чтения Н. Н. Сметанникова и министр образования и науки Донецкой Народной Республики О. П. Колударова.
С докладами и сообщениями выступили 28 человек, из них 8 докладов были представлены на пленарном заседании.
Докладчики осветили современное состояние вопросов воспитания гражданственности и патриотизма с позиций разных наук, их научно-педагогическую и социально-общественную ценность, отраженную в цифрах и реалиях книжной продукции, образования и культуры, эффективных проектах библиотек по продвижению чтения и грамотности.
Так, в докладе президента РАЧ доктора педагогических наук Н. Н. Сметанниковой были представлены новые знания из смежных областей (политологии, лингвистики, психолингвистики, культурологии, журналистики) о современном миропорядке в обществе постправды, бушующей в настоящее время «смысловой» информационной войне, фейковых новостях, манипуляциях, симуляциях и симулякрах, методиках распознавания приёмов влияния на сознание читателя и противостояния западной пропаганде, а также приёмах ведения пропагандистского общения. Была предложена методика работы, состоящая из пяти блоков. Информационно-знаниевый блок содержит новые актуальные знания и информацию, необходимую для ведения смысловой информационной войны (мир постправды, смысловая информационная война, фейковые новости, кликбейт, мифотворчество, манипуляции, симуляции, симулякры). Воспитательными задачами первого блока являются осознание необходимости усвоения новых полидисциплинарных знаний и готовность их использования на практике, а также воспитание привычки читать информацию и документальные описания событий в нескольких качественных источниках СМИ.
Блок навыков и умений включает приёмы распознавания смысловой информационной войны и приёмы ведения пропагандистского общения. Воспитательными задачами являются овладение умениями распознавать языковые и текстовые средства ведения смысловой информационной войны; воспитание привычки осознанно читать целые тексты/книги, а не их отрывки и аннотации, самостоятельно проводить анализ текста/книги; постоянно проверять подлинность информации, оказывать сопротивление фейкам и манипуляциям; развивать навыки распознавания фейков и манипуляций.
Блок, связанный с видео/аудио культурой учит распознавать перформативы, а также создавать и использовать положительно окрашенный видеоряд. Воспитательная задача — всячески поддерживать демонстрацию подвигов, наград, поощрений, привлекать героев к работе с молодёжью и разоблачать негативный видеоряд перформативов.
Блок цифровизации включает приёмы противодействия манипуляциям, исходящих из разных гаджетов и ТВ, приемы содействия специально подготовленному цифровому чтению, в котором читатель остается самостоятельным и активным при взаимодействии с окружающей средой. Воспитательные задачи — научиться самостоятельно работать в условиях использования искусственного интеллекта, брать ответственность за качество своей работы, соблюдать правило «искусственный интеллект идёт следом за реальным интеллектом».
Финальный пятый блок предполагает развитие читателя — гражданина «по лестнице» от функционально грамотного до менталитетного читателя через образованность, компетентность и культуру. Овладение менталитетным прочтением текста формирует, развивает и совершенствует индивидуальный и национальный менталитет читателей — граждан своей страны. Воспитательными задачами остаются менталитетное, ценностное прочтение текста, организация разнообразных активностей вокруг текста; пересмотр списка чтения в сторону актуальной патриотической литературы, индивидуальное и профессиональное использование жанров литературы; работа с текстом и словом остаётся воспитательной задачей обучения и образования.
Глубина освещения вопросов воспитания гражданственности и патриотизма была зафиксирована в двух фундаментальных докладах мэтров науки о чтении — академика Российской академии образования Ю. П. Мелентьевой и доктора филологических наук В. Я. Аскаровой о «русском чтении» и истории воспитания читателя — гражданина от Древнего Египта до наших дней. Проделанный человечеством путь зафиксирован в названии доклада: от воспитания к самовоспитанию, от наставлений до «праздника непослушания».
В докладе заместителя генерального директора ВГБИЛ по библиотечной работе М. В. Белоколенко обращено внимание на многоаспектность трактовки категории гражданственности социальными и гуманитарными науками в современных условиях и взаимосвязь позиций трактовки с читательскими компетенциями. Были представлены проекты, направленные на развитие читательской деятельности в рамках межнациональной и межкультурной коммуникации и на укрепление авторитета России в мире, что имеет сильнейшее воспитательное воздействие на молодёжь, её самосознание и патриотические чувства. Докладчик пригласила делегатов конференции принять участие в отборе книг из фондов «Иностранки» для создания полиязычной цифровой коллекции фронтовой прозы. Этот проект приурочен к 100-летию со дня рождения писателей-фронтовиков и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Минцифры России А. Н. Воропаев представил систему государственной поддержки издания и продвижения социально значимой литературы, имеющей важное культурологическое значение и направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В содержании многих интересных докладов, в том числе И. А. Мазаевой, Е. С. Романичевой, Л. А. Лукьянович, др., были раскрыты механизмы воспитательно-образовательной работы. 
Зафиксировано, что:
#18
  • стратегией передачи ценностей является совместная (или точнее совместно-разделённая) деятельность взрослого наставника (учителя, библиотекаря, родителя) и юного (ученика, читателя, гражданина);
  • взаимодействие сопровождается, поддерживается взрослым;
  • чтение является базой, основой воспитания;
  • работа со словом остаётся задачей воспитания любви к родному языку и родной культуре;
  • интеллектуальная деятельность при чтении неотделима от эмоций, которые «запускают» механизм восприятия текста и «завершают» механизм его понимания, формируя, тем самым эмоциональный интеллект читателя;
  • воспитание чтением является обязательным блоком методики воспитания.
#19
Для участников была подготовлена Программа конференции, на сайтах организаторов опубликованы и размещены Тезисы выступлений.
#12
application_pdf
Конференция 2024_Программа.pdfРазмер: 0.2 МБОбновлен: 09 апреля 2024
#6
application_pdf
Конференция 2024_Тезисы.pdfРазмер: 0.74 МБОбновлен: 08 апреля 2024
#10
#13
Были зафиксированы некоторые практические задачи для всех учреждений-членов РАЧ:
#14
  1. Разместить в библиотеках, включая школьные библиотеки алгоритм проверки информации на фейковость.
  2. Переосмыслить список читаемой литературы, особенно литературы для внеклассного чтения в пользу обильного чтения отечественной патриотической литературы. Рекомендуем посмотреть новые издания ДЮК.
  3. Переосмыслить рекомендательный список литературы с позиций индивидуальной и профессиональной значимости жанров (для облегчения выбора дальнейшей профессии).
  4. Переосмыслить методики работы с текстами в пользу интерактивности, эмоциональности, сочетания разных приёмов чтения и обсуждения прочитанного. Рекомендуем ознакомиться с методикой работы с книгой в проекте «Умное чтение».
  5. Содействовать включению раздела воспитательно-пропагандистской работы на основе чтения, воспитание читателя чтением в Программу поддержки детского и юношеского чтения, готовящуюся к утверждению на государственном уровне.
#15
В ходе конференции пришла печальная новость о кончине 4 апреля 2024 года великого педагога и учёного Ирины Алексеевны Зимней, на чьих работах выросло не одно поколение преподавателей и научных работников. Собравшиеся почтили её память и познакомились с её работами на выставке книг.
#16
НОВЫЕ формы работы на конференции.
Помимо традиционных форм работы (пленарное и секционные заседания, выставка детской и юношеской литературы (ДЮК), методических рекомендаций проекта «Умное чтение», а также изданий РАЧ), на данной конференции были апробированы три новые формы.
Началом конференции послужил видеоклип, созданный фондом «Гуманитарный мир» в защиту монумента «Алёша» в г. Пловдиве, Болгария. Все участники стоя отдали дань памяти солдатам, погибшим в ходе Великой Отечественной войны и в ходе специальной военной операции на территории Украины, а также жертвам террористического акта в «Крокус Сити холле».
В ходе конференции состоялась творческая встреча с участниками Всемирного фестиваля молодёжи — руководитель Центра библиотековедения и профессионального взаимодействия ВГБИЛ Д. А. Белякова рассказала о работе молодых людей в творческом проекте «Нити культуры» и пригласила делегатов конференции к участию в одноимённом конкурсе эссе о малой родине. Актуальная тема — Год семьи в Российской Федерации — получила освещение в презентации цифровой выставки «Сакральное и бытовое: образ матери и дитя в литературе и культуре» её автором — главным библиотекарем Центра обслуживания читателей ВГБИЛ О. В. Рыжовой.
Вторым организационным открытием конференции была новая модель представления докладов одной школы («Личность», г. Новороссийск, лидер проекта «Школа, где процветает грамотность») в смешанном формате: сообщения докладчиков велись в формате онлайн из г. Новороссийска, а координатор проекта заместитель директора школа по научно-методической работе Е. Л. Рудик комментировала их выступления, давая пояснения и освещая возникающие вопросы. Отметим, что все участники секции успели ознакомиться с материалом основного доклада первого дня конференции и выступали в его логике. Данная модель была высоко оценена участниками конференции и может быть рекомендована другим школам как продуктивная.
«Вишенкой на торте» была выставка книг, сопровождавшая конференцию. На ней экспонировались книги авторов, которые цитировались в ходе докладов. Участники конференции имели возможность полистать упоминаемые книги, познакомиться с другими книгами авторов, оценить широту и глубину представляемых докладов.
Рефлексия.
Участники конференции подтвердили актуальность и значимость содержания докладов на проведенной конференции, а также оценили эмоциональную составляющую реального общения. Они отмечали энтузиазм и подъём, с которым возвращаются на рабочие места.
В оргкомитет конференции поступило предложение пригласить на ежегодную Академию читательского мастерства (октябрь 2024 года) учителя математики школы «Личность» (г. Новороссийск) А. В. Померанцеву и координатора проекта «Школа, где процветает грамотность» Е. Л. Рудик и высказали просьбу показать мастер-класс работы с математическим текстом.

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ
#17
  1. В ходе конференции были обсуждены актуальные вопросы воспитания гражданина и читателя с позиций разных наук, подтвердив тот факт, что Русская ассоциация чтения является и развивается как полидисциплинарная организация.
  2. В обсуждении участвовали докладчики из 2 стран и 11 городов РФ, что подтверждает статус международной конференции.
  3. Обсуждались вопросы теории и практики воспитания гражданина и читателя, были сделаны теоретические и практические выводы, поставлены конкретные задачи и намечены пути их решения, что подтверждает научно-практический характер проведённой конференции.
  4. Использовались традиционные и новые формы взаимодействия участников и сопровождения докладов и сообщений, что свидетельствует о инновационном характере форума.
  5. Участникам предложено написать статьи по теме конференции для их размещения в ежегодном научном издании «Человек читающий. Homo legens — 16» (срок подачи материалов — 31 мая 2024 года на адрес rusreadorg@gmail.com). Там же будут опубликованы тезисы докладов и выступлений.
#7
Участники подтвердили актуальность и значимость содержания докладов на проведенной конференции, а также оценили эмоциональную составляющую реального общения. Они отмечали энтузиазм и подъём, с которым возвращаются на рабочие места.
Доступен подробный Пост-релиз конференции.
#8
application_pdf
Пост-релиз конференции 4–5 апреля 2024.pdfРазмер: 0.49 МБОбновлен: 08 апреля 2024
265
Центр Библиотековедения и профессионального взаимодействия
Поделиться
Будь в курсе всех мероприятий!
Подписаться на рассылку
Присоединяйтесь
Дружите с Иностранкой
Шрифт
А
А
А
Цвет
Ц
Ц
Ц
Графика
Г
Г
Г